четверг, 26 марта 2020 г.

Коронавирус: трезвая аналитика. Пост № 1 от 20 марта



Прошло уже 3 месяца с начала коронавирусной пандемии, но до сих пор ничего, кроме апокалиптических возгласов, не слышно…

Так получилось, что последние три недели я нахожусь в Италии. То есть в самом что ни на есть эпицентре коронавирусной пандемии. С каждым днем я вижу, как ужесточаются законы, как пустеют улицы, как люди из веселых и добродушных превращаются в мрачных и подозрительных. Мне это очень не нравится, тем более я понимаю: это ждет и все остальные страны.

Нет, само собой, если бы это была чума или Эбола (тьфу-тьфу-тьфу), все эти меры предосторожности (вплоть до объявления военного положения) были бы не просто оправданны, но и обязательны к исполнению всеми без исключения! Но кто сказал, что коронавирус похож на эти инфекции? Да и вообще, вы слышали хоть какое-то внятное объяснение на тему, чем и для кого опасна эта инфекция?

Одним словом, если гора не идет к Магомету (а чиновники ВОЗ не идут в народ), у нас не остается другого выхода, как разбираться самим. Итак, поехали… Первое, чем опасна любая инфекция, – это показатель заразности. Чем больше (и быстрее) заразится людей от носителя болезни, тем показатель заразности выше. Например, чума, вирус Эбола или банальный грипп – это очень заразные инфекции, а вирусный гепатит С или ВИЧ – мало заразные (и поэтому никто не закрывает из-за них границы, хотя они абсолютно летальны).

Степень заразности

В этом смысле коронавирусная инфекция крайне заразное заболевание. Это связано и с высокой живучестью вируса, и с тем, что он распространяется воздушно-капельным путем (то есть через дыхание). Кроме того, многие эксперты полагают, что, в отличие от ОРВИ и гриппа, коронавирус может дополнительно распространяться еще и контактным путем. Уже сейчас понятно, что по уровню заразности коронавирусная инфекция превосходит обычный грипп как минимум в 2-3 раза. Повод для беспокойства точно есть.

Органы-мишени

Второй важный момент в любой инфекции – это органы, которые поражает возбудитель. Например, ветрянка – чуть ли не чемпион по заразности, но поскольку при этом страдает (и то очень легко) только кожа, никто из-за ветрянки панику не поднимает. А вот вирус Эбола поражает практически все органы, что вкупе с высочайшей заразностью этой болезни делает ее одной из самых опасных в природе.

Коронавирусная инфекция, как и обычный грипп, в большинстве случаев не вызывает серьезных нарушений. Молодые и здоровые люди могут и то и другое перенести на ногах и даже не знать, что переболели коронавирусной инфекцией. Однако если заболевание все же переходит в тяжелую форму, то вирус может поражать легкие вплоть до их полного отказа (так называемый острый респираторный дистресс-синдром – ОРДС). Звучит, конечно, устрашающе, но вот именно здесь и кроется ответ на вопрос, насколько в действительности опасна эта инфекция.

Грипп vs COVID-19

Дело в том, что легкие являются органом-мишенью и для самого обычного вируса гриппа – именно с пневмонией связаны почти все летальные исходы. Да-да, грипп, к которому мы привыкли и часто переносим на ногах, тоже сопровождается довольно высокой летальностью: от 0,01 до 0,1%. Просто мы настолько свыклись с этой болезнью, что все эти цифры пропускаем мимо ушей, понимая, что у младенцев, пожилых или очень ослабленных людей сил на борьбу с болезнью нет. (Тем, кому цифра 0,01% на фоне сегодняшней катастрофы показалась смешной, стоит напомнить, что в абсолютных цифрах смертность от обычного гриппа составляет 300–500 тысяч смертей в год!)

На сегодняшний день смертность от коронавирусной инфекции составляет в среднем 3-4%. На первый взгляд, это намного выше, чем при обычном гриппе, но здесь есть одно но. Казус в том, что сейчас этот показатель рассчитывают от общего числа подтвержденных случаев инфекции. Однако учитывая очень высокую заразность заболевания и то, что она распространяется по всему миру уже более трех месяцев, а также то, что молодые и здоровые люди могут ее переносить на ногах, логично предположить, что в мире есть сотни тысяч неучтенных случаев коронавирусной инфекции. И если мы могли бы добавить их в статистику, то показатель смертности упал бы значительно ниже психологического порога в 1%.

Свиной грипп. Помните такой?

Многие уже забыли о том, что в 2009 году весь мир обсуждал тему свиного гриппа. Это одна из разновидностей вируса гриппа (штамм H1N1), которая отличается более тяжелым течением и гораздо более частым поражением легких. (Интересно, что этот штамм вируса имеет поразительно близкое сходство с возбудителем печально известной «испанки».)

Начавшись в Калифорнии (отсюда его второе название – калифорнийский грипп), это заболевание моментально охватило весь мир и, как считают врачи, так или иначе затронуло 10–20% населения земного шара. И если кто помнит, на первые несколько месяцев 2009 года весь мир замер в напряжении. Мало того, что к нам из прошлого вернулся близкий родственник грозной «испанки», так ведь еще и цифры летальности на первых порах доходили до катастрофических 10%! Неудивительно, что ВОЗ сразу же присвоила свиному гриппу статус пандемии.

Вот, например, что мы читаем в одной из самых первых аналитических статей, посвященной первым цифрам эпидемии свиного гриппа в Нью-Йорке (Lee EH et al., Clin Infect Dis, Jun 2010): за два месяца с начала эпидемии (май-июнь 2009 года) в одном только Нью-Йорке было зафиксировано 47 смертей от свиного гриппа. Для сравнения: за те же два месяца с начала коронавирусной инфекции в США зафиксированы 200 смертей, но на всей территории страны.

Пандемия свиного гриппа продлилась с апреля 2009 по август 2010 года и унесла жизни почти 19 тысяч человек, хотя большинство экспертов сегодня считает, что эта статистика не учитывает большого количества смертей в малоразвитых странах (Cordoba-Villalobos JA et al., Gac Med Mex 2017).

В начале 2015 года свиной грипп опять вынырнул на поверхность и вызвал локальную эпидемию в Индии. В первые два месяца новой эпидемии было выявлено более 20 000 случаев, а уровень смертности составил 5–7% (Bagchi S., Lancet, Mar 14, 2015)! Когда же эксперты посчитали все зарегистрированные случаи свиного гриппа и уровень смертности в Индии, начиная с первой вспышки в конце 2009 года и включая первые данные новой эпидемии 2015 года, они получили вот какие цифры: более 62 000 случаев и почти 5 тысяч смертельных исходов! То есть уровень смертности в Индии от свиного гриппа намного превышал страшные цифры, транслируемые сейчас СМИ из Италии!

Кто в группе риска?

Итак, на первый взгляд коронавирусная инфекция не сильно опаснее свиного гриппа, который мы с вами благополучно пережили (и даже забыли). Более того, первые цифры говорят о том, что коронавирусная инфекция гораздо более предсказуемая по сравнению со свиной напастью. Дело в том, что смертность от свиного гриппа довольно равномерно (и это очень плохо!) распределена по возрастным группам: более 60% смертельных случаев наблюдалось в группе от 18 до 50 лет, а еще 35% – в группах до 18 лет и от 50 до 65 лет. А это значит, что вероятность летального исхода очень трудно предсказать, опираясь только на возраст, и что свиной грипп потенциально одинаково опасен для всех.

Коронавирусная инфекция же поражает в основном пожилых людей. Подавляющее большинство зарегистрированных на сегодня смертельных исходов сосредоточены в группах больных от 65 лет и старше. А это позволяет врачу (да и обычному человеку) делать гораздо более точный (и часто более оптимистический) прогноз в случае инфицирования коронавирусом людей более младшего возраста.

Почему такая высокая смертность?

Вообще-то говоря, большинство людей во всей этой новой напасти пугает именно высокая смертность. Особенно если учесть патологическую страсть наших СМИ ко всему жареному. Если же мыслить трезво и смотреть исключительно на цифры, ситуация будет выглядеть несколько иначе.

Лично у меня как у врача вызывает очень большой вопрос, почему в Италии при 41 тысяче случаев инфицирования смертность составляет около 8%, а в соседней Германии при 15 тысячах зарегистрированных случаев – всего 0,3%? Трудно заподозрить немецких врачей в искажении данных, не правда ли? Тем более что и в Южной Корее при почти 9 тысячах случаев инфицирования и при том, что болезнь там началась намного раньше, чем в Европе (а значит, можно уже делать определенные выводы), смертность не превышает 1%. Кроме того, у нас есть чистый эксперимент под названием Diamond Princess, где в замкнутом пространстве на борту корабля оказались несколько тысяч человек, по которым можно было собрать абсолютно точную статистику. Там смертность тоже была не более 1%.

А как объяснить тот факт, что смертность в итальянской Ломбардии составляет более 10%, а в соседней области Венето (где коронавирусная инфекция началась одновременно с Ломбардией и долгое время обе области были единственными эпицентрами болезни) – уже менее 3%? А почему в Тоскане, Кампании, Лацио и других густонаселенных областях смертность и того меньше?

Мне видится, проблема здесь в том, что большинство тяжелых случаев коронавирусной инфекции сосредоточено исключительно среди пожилых людей. У большинства из них уже есть тяжелые хронические болезни, течение которых может значительно ухудшиться под влиянием инфекционного стресса. Как в этом случае определить точную причину смерти? Судя по всему, в Италии при наличии коронавирусной инфекции абсолютно во всех случаях считают именно ее причиной смерти, а в Германии действуют исходя из того, как это и принято в медицине в случае наличия нескольких заболеваний: точно определяют ведущую причину летального нарушения и именно на счет этой болезни и относят данный случай.

Стоит ли паниковать и чего нужно бояться?

Давайте мыслить логически: вероятность того, что коронавирусная инфекция намного превзойдет по своему урону свиной грипп и повторит судьбу «испанки», существует, но она микроскопически мала. Почему мы держим в голове этот исключительно гипотетический сценарий и не обращаем внимания на факты, которые пока говорят об обратном?

Вот какие первые рекомендации я как врач выработал для себя и своих близких на основе имеющейся у меня фактической информации:
  • Вероятность заражения коронавирусной инфекцией существует у каждого. Просто в силу ее высокой заразности. Но почти то же самое мы говорим и в отношении обычного гриппа, так что это не аргумент.
  • Вероятность тяжелого течения болезни сводится к абсолютному минимуму при наличии следующих условий: а) вам меньше 50 лет; б) у вас нет тяжелых хронических болезней; в) вы редко болеете сезонными простудными заболеваниями; г) вы правильно питаетесь и поддерживаете адекватный баланс витаминов, минералов и микронутриентов.
  • Вероятность тяжелых легочных осложнений коронавирусной инфекции возрастает пропорционально возрасту и наличию сопутствующих хронических заболеваний, таких как сахарный диабет, сердечно-сосудистая недостаточность, онкологические заболевания. Поэтому для людей в возрасте старше 65 лет я бы рекомендовал строгую изоляцию и постоянное ношение ежедневно обновляемых медицинских масок. По крайней мере, до получения нами более полной информации о болезни.
А что вы делали в 2009 году?

Получается, что минимум уже одну пандемию мы с вами пережили. Причем без паники, без скупки всего и вся, без самоизоляции. Думается, что не последнюю роль в этом сыграла не какая-то исключительная опасность коронавирусной инфекции, а… интернет-глобализация. У кого из вас в 2009 году были аккаунты в соцсетях? У кого был мобильный интернет? Кто знал тогда, что такое блог и блогеры?

Вот вам любопытная цифра: в 1998 году в мире насчитывалось около 20 миллионов пользователей интернета, подавляющее большинство которых были специалистами научных учреждений, для которых интернет, собственно, и был придуман. Сегодня пользователей всемирной Сети в сто раз больше. А это, кроме всего прочего, означает, что экспертность интернет-информации упала в те же сто раз, так как ученых за это время больше не стало. Но зато там теперь в сто раз больше эмоций, жареных фактов, банального вранья. Будем честными: именно это сегодня и прячется за модным словом «хайп».

Китай возвращается к жизни

С этой недели на мой электронный адрес посыпались рассылки от китайских бизнесов, на которые я был когда-то подписан (рестораны, магазины, отели, интернет-магазины и пр.). Все они готовятся к возобновлению работы с 20 марта. Похоже, коронавирус в Китае потихоньку уходит в прошлое, составив компанию свиному гриппу…

Вот такие первые мысли приходят мне на ум. Обещаю продолжение темы.

Юрий Гичев

Руководитель Научно-инновационного центра Siberian Wellness – 

Комментариев нет:

Отправить комментарий