Еще совсем недавно мы читали о жесточайших карантинных мерах в Китае и на борту Diamond Princess и удивлялись жестокости и «бесчеловечности» принятых мер. А теперь мы сами оказались в центре такого же апокалипсиса. Не думаю, чтобы на памяти большинства из нас было хоть что-то подобное.
За последние десятилетия мы настолько привыкли к тотальной свободе, полной безопасности и абсолютному изобилию, что происходящее сегодня вызывает просто какой-то мировоззренческий шок. Ну ладно – в Китае, ну понятно – в Италии, но у нас-то за что?! Один заболевший в Абакане – и вся Хакасия спускает флаги и объявляется режим ЧС?! Ну и так далее по списку стран и областей, где счет заболевших пока идет всего лишь на единицы и десятки.
Это что, чума?!
Как я писал в предыдущем посте, новая коронавирусная инфекция (COVID-19), к счастью, не чума. Повторение картин со страшных средневековых гравюр нам не грозит. Однако, у COVID-19 есть две черты, которые вызывают справедливый ужас у властей. Во-первых, COVID-19 исключительно заразная болезнь. Помните, как в иные годы грипп выкашивает целые школы и предприятия? Так вот, COVID-19 еще более заразная инфекция.
Во-вторых, COVID-19 может осложняться тяжелым поражением легких, справиться с которым можно только с помощью аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ), или, как их называют в народе, аппаратов искусственного дыхания. При этом у пожилых людей (от 70 лет и старше) такое тяжелое осложнение встречается, как минимум, у каждого четвертого-пятого.
Грипп – это цветочки
Давайте посмотрим, как развивается эпидемия обычного гриппа. Сначала в городе появляются первые больные. Вследствие высокой заразности болезни и предрасполагающих условий (климата, скученности населения, слабого иммунитета) происходит стремительное нарастание числа заболевших. Больницы переполняются больными с тяжелым течением гриппа, и при этом значительная часть медицинского персонала (это такие же люди) тоже заболевает и временно не может исполнять свои обязанности.
Как вы понимаете, возникает патовая ситуация: больных с каждым днем становится все больше, медицинского персонала – все меньше, а места в стационарах заканчиваются. В этой ситуации власти объявляют ЧС по гриппу и просят всех жителей города оставаться дома, чтобы сократить циркуляцию вируса и предотвратить лавинообразный рост заболевших.
Такая ситуация, конечно, встречается нечасто. С гриппом мы все же научились жить, у нас есть и вакцины, и лекарства. Кроме того, даже при самом тяжелом сценарии эпидемии гриппа апокалипсис не наступает. В конце концов, всех новых больных можно оставить дома, так как при обычном гриппе процент случаев, требующих постоянного медицинского надзора и каких-то инструментальных манипуляций, минимален. Ну да, придется помучаться дома от высокой температуры, от головной боли и ломоты в мышцах, но в целом ничего страшного не произойдет и можно обойтись консультацией врача по телефону.
Ягодки COVID-19
К сожалению, с COVID-19 такой трюк не пройдет. Во-первых, он более заразен и скорость его распространения гораздо выше, чем при гриппе. Во-вторых, и это главное (!), при пиковом росте заболевших существующая система здравоохранения очень быстро исчерпывает свои резервы. И проблема не только в том, что количество медицинского персонала резко сокращается из-за крайне заразной болезни, сколько в том, что при COVID-19 очень большое число больных требуют реанимационных мероприятий и/или постоянного подключения к аппаратам ИВЛ!
Само собой, во всех развитых странах аппараты ИВЛ – это не заморская диковинка. Ими оснащены все реанимационные отделения, но их число нигде не рассчитано на трех-, четырехкратное увеличение больных, нуждающихся в такой технике. За последние десятилетия, когда состояние здоровья людей только улучшалось, потребности в резком наращивании реанимационных мощностей не было.
Однако и это еще не все. Если среднестатистический пациент реанимационного отделения проводит на аппарате ИВЛ относительно короткое время, то очень многим (особенно пожилым) больным с COVID-19 требуются иногда целые недели постоянного подключения к ИВЛ. В этом случае (как бы это трагично ни звучало) врачам приходится делать выбор, кого из больных подключить к дефицитному аппарату ИВЛ, а кому…
К великому сожалению, нечто похожее мы сегодня и наблюдаем в итальянской Ломбардии. На сегодня почти половина (более 27 000 из 59 000) всех зарегистрированных случаев COVID-19 и почти две трети (3456 из 5476) летальных случаев в Италии сосредоточено в этой небольшой области, население которой составляет лишь одну шестую населения страны (10 млн человек). И это при том, что Ломбардия – самая экономически развитая часть Италии с одной из самых лучших в стране систем здравоохранения.
Для сравнения: в далеко не последней итальянской области Лацио с центром в Риме и населением около 6 млн человек, где эпидемия началась немного позже и сразу попала под ограничительные меры, на сегодня выявлено менее 1300 случаев заболевания и только 53 летальных исхода.
Эпидемия контролируемая против эпидемии молниеносной
Ломбардия стала первым регионом Италии, где был выявлен первый случай COVID-19 (без учета китайских туристов). Не прошло и трех недель (пока никто в Италии да и во всей Европе не знал, как реагировать на грозного пришельца), как эпидемия «свалилась» в неконтролируемый штопор. Этому способствовала очень высокая плотность населения Ломбардии, благоприятные для вируса климатические условия и очень высокий процент пожилого населения.
Количество заразившихся стало молниеносно нарастать, возможности системы здравоохранения были быстро исчерпаны, и сразу вслед за этим начался пугающий рост смертности, который на сегодня составляет более 12%! По этому же катастрофическому сценарию стала развиваться ситуация и в соседней с Ломбардией области Эмилия-Романья (более 7500 случаев и 816 летальных исходов).
Так вот, именно такого развития эпидемии сегодня и боятся все страны (за исключением Швеции, которая, видимо, пока еще верит в ресурсы своего здравоохранения, помноженные на низкую плотность населения). И, к сожалению, сегодня уже можно констатировать, что у нас появился еще один горячий очаг и за пределами Италии: в испанской провинции Мадрид есть все признаки неуправляемой, т. е. превышающей возможности системы здравоохранения эпидемии…
Соответственно, драконовские меры правительств вызваны только одним: все они хотят поставить эпидемию под контроль и не допустить катастрофической перегрузки своих систем здравоохранения. Тем более что многие страны и близко не могут похвастаться тем уровнем медицины (ну или, как минимум, количеством аппаратов ИВЛ), что есть в Ломбардии. Отличным примером управляемой эпидемии, на которую сегодня и уповают все правительства, является случай с круизным кораблем Diamond Princess
Почувствовать себя пассажиром Diamond Princess
Почему ситуация с этим круизным лайнером завершилась относительно благополучно? Напомним, что 3 февраля 2020 года судно вернулось после очередного круиза в Иокогаму, и к этому времени власти уже знали, что на борту есть один больной. Лайнер был сразу же взят на полный карантин, хотя формально там был выявлен единственный случай заболевания на 3700 пассажиров и членов экипажа.
Как результат, инфекция не то что не распространилась за пределы судна, но и на самом корабле она развивалась медленно и управляемо. В итоге на сегодня мы имеем следующие цифры: из 3700 человек заразилось 712, из которых 567 уже полностью выздоровели. Смертность составила около 1% (8 погибших на сегодня), что можно считать неплохим результатом с учетом того, что основную массу пассажиров составляли пожилые люди. При этом все нуждающиеся в аппарате ИВЛ получали соответствующий уход без ограничений.
Именно такую задачу и ставят перед собой власти и органы здравоохранения, вводя жесткий карантин и настоятельно требуя от всех граждан максимально изолироваться либо изолируя их насильно, как это сейчас происходит в Италии, Франции и Испании.
Неужели нет более гуманных альтернатив?
Чисто теоретически предотвратить или сдержать эпидемию COVID-19 можно было бы и без ущерба для общества и бизнеса. Если бы все без исключения постоянно и ответственно носили надежные и регулярно обновляемые маски, жестких мер можно было бы избежать. Но для этого, во-первых, нужно огромное количество масок, а мощностей для их производства в мире просто нет. (К примеру, в Италии до сих пор не справились с дефицитом самых обычных лицевых масок, и это при том, что никто пока даже не говорит о необходимости их ежедневного обновления.) Во-вторых, даже под страхом смертельной инфекции многие люди всегда будут пытаться нарушить эти ограничения.
Впрочем, маски нас еще ждут. После того, как пик пандемии COVID-19 будет cбит и вплоть до появления надежных вакцин большинство людей еще очень долго будет носить маски и, скорее всего, их к этому будут еще и активно сподвигать власти. Как минимум, именно так случилось в свое время в Юго-Восточной Азии после вспышки атипичной пневмонии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий